воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Учить или не учить слова по словарю?

Недавно я получила письмо вот с таким интересным вопросом:
«Скажите насколько эффективно учить слова по словарю в алфавитном порядке?», Богдан.
Мне кажется, этот вопрос можно было бы разделить на два:
1. Эффективно ли учить слова по словарю?
2. Эффективно ли учить слова в алфавитном порядке?
И на оба вопроса я отвечу отрицательно.

Почему неэффективно учить слова по словарю?

Давайте отвлечемся от темы изучения иностранных слов и вспомним о том, каким образом работает наша память в обыденной жизни.
Представьте, что Вы отправляетесь в магазин, и кто-то из близких называет Вам продукты, которые нужно купить: хлеб, яйца, творог, сыр, яблоки, апельсиновый сок, гречку, печенье. Подумайте, насколько точно Вы запомните продукты, а также их количество, если они у Вас ни с чем не ассоциируются. А теперь представьте домохозяйку, которая сама составляет данный список и знает, для чего ей нужны эти продукты: дома не осталось ни крошки хлеба и к супу он нужен обязательно, из яиц и творога к ужину она хочет приготовить запеканку, а яблоки нужны детям для перекуса в школе. Думаю, Вы поняли, о чем я говорю? Домохозяйке проще запомнить список покупок, потому что с каждым продуктом у нее есть ассоциация.
Вернемся к теме запоминания иностранных слов. Когда Вы открываете словарь и выхватываете из него слово, не связанное для Вас ни с чем, Вы поступаете так же, как герой из первой ситуации, который покупал продукты по чьей-то просьбе.
Чтобы новая информация запомнилась лучше, памяти нужно «ухватиться» за реальную ситуацию. В условиях изучения новых слов, такой ситуацией является текст (отрывок, предложение или даже фраза) на иностранном языке. Этот текст Вы можете услышать от носителя языка, Вашего преподавателя, с экрана телевизора или прочесть в учебнике, журнале, книге и т.д. Вам не нужно запоминать текст целиком, Вам нужно лишь помнить общий смысл ситуации, в которой встретилось новое слово. И чем больше таких ситуаций Вы встретите, тем эффективнее запомнится слово.

 Почему неэффективно учить слова в алфавитном порядке?

Если Вы решили учить слова в алфавитном порядке (не важно, по словарю или просто по своему списку), то есть риск того,
что некоторые из них запомнятся не значением, а своей очередностью.
Например, Вам нужно запомнить слова klingen (звонить), klopfen (стучать), kriechen (ползти). Как видите, они похожи друг на друга. Если Вы заучиваете слова по списку в определенной последовательности, то Ваша память может «хитрить» и выдавать правильные варианты значений только потому, что Вы запомнили их очередность: первым словом идет «звонить», потом «стучать», затем – «ползти». Не лучше ли выбрать более эффективный вариант?

Как нужно учить слова?

Во-первых, как я писала уже выше, слова лучше брать из ситуаций (текстов, разговоров, фильмов).
Во-вторых, новые слова лучше записывать не в список (так Вы рискуете запомнить их очередность), а на отдельные листки бумаги (подробнее о том, как это делать эффективно, читайте в моей статье «Как учить немецкие слова?»). Слова, записанные на карточки, Вы сможете, во-первых, перемешивать и таким образом избежать вероятности запоминания по последовательности, а во-вторых, удобно сортировать во время повторения (подробно об этом я писала в той же статье «Как учить немецкие слова?»).
И напоследок хочу вспомнить слова одного моего университетского преподавателя по немецкому языку. Как-то раз он спросил нас, студентов: «Ну что, выучили слова?». – Мы ему: «Да». – А он в ответ: «Ну, теперь ждите момента, когда забудете их».
Я знаю, звучит пессимистично. Но Вы должны быть готовы к особенностям нашей памяти: новая информация не запоминается с первого раза и навсегда. Все, что Вы хотите запомнить надолго, нужно применять на практике. Мало выучить слова, их обязательно нужно использовать в речи (устной и письменной)! Другого способа ввести их в активный словарный запас (т.е. свободно ими пользоваться) нет!
Надеюсь на то, что данная статья не станет для Вас очередной интернетовской ерундой, и хоть немного повысит эффективность Вашего обучения.
ПРОСЛУШАТЬ АУДИОУРОК на тему "Учить ли слова по словарю?" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу